Страница 1 из 13 1 2 3 4 5 6 11 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 12 из 146

Тема: Дальнегорская узкоколейка

  1. #1
    Продвинутый пользователь Аватар для palermo
    Регистрация
    30.03.2009
    Возраст
    47
    Сообщений
    4,414
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 9,917/42
    Дано: 1,845/142
    Вес репутации
    46

    По умолчанию Дальнегорская узкоколейка

    От автора:
    Всё это описать я должен был еще много лет назад, но что-то постоянно мешало или заставляло откладывать в долгий ящик. Видно, только почти полное закрытие нашей узкоколейки заставило меня сделать это. Жаль, но лучше поздно, чем никогда.


    Узкоколейка Тетюхе - Рудная пристань тесно сплелась с нашей семьей, и поэтому я думаю, что имею право озвучить некоторые фрагменты её существования. В начале прошлого века мой дед (Рудаков Иннокентий Михайлович) приехал из Владивостока и устроился на работу в ж.д. мастерские п. Тетюхе (ныне г. Дальнегорск). В то время поселок активно строился и дорога имела важнейшее значение. По ней регулярно доставляли грузы с пристани, где для их хранения были построены склады. (прим.: некоторые еще сохранились), по ней же происходила доставка полиметаллической руды на обогатительную фабрику с рудника «Верхний» и полученного свинцово-цинкового концентрата на Рудную Пристань для дальнейшей отправки морем. Изначально ширина колеи составляла 600мм, подвижной состав состоял из немецких локомотивов «Оренштейн и Коппель» 0-3-0 с прицепным тендером (фабричные номера двух из них 3354 и 3355). Если память не изменяет, то дед вроде говорил, что на дороге было всего 16 локомотивов. В депо был поворотный круг, дорога использовалась не только для вывозки руды, но и для перевозки людей и леса. Старожилы рассказывали, что существовала отдельная ветка в п.Тайга, откуда возили лес для нужд поселка. О достаточно плотном движении говорит тот факт, что на небольшой по протяженности дороге (около 36км) было оборудовано 3 разъезда с водокачками. Сама дорога проходила по левому берегу реки Рудная, не пересекая её. Обслуживалась тремя путевыми околотками, численностью около 150 человек. Достаточно сильный перепад высот (прим.: Рудная Пристань 0 м, п. Тетюхе 200 м), и сложный горный ландшафт с многочисленными кривыми делали её особенно красивой. Удаленность от большой земли, связь с которой была только морем, заставляла иметь собственную хорошую материально-техническую базу, которая позволила вплоть до 50 годов поддерживать в хорошем состоянии парк паровозов.
    Развитие района и открытие новых месторождений полиметаллов сказалось и на дороге. На смену старичкам-паровозам пришли тепловозы Ту-4, дорога была перешита с 600мм на 750мм. Вместо вагонеток стали использовать двухтележечные думпкары. Открытие нового рудника «Садовый» привело к тому, что схема дороги претерпела некоторые изменения. Были построены два железобетонных моста, благодаря которым стала возможна доставка руды с этого рудника на фабрику. Строительство автомобильной дороги на Рудную Пристань поставило крест на пассажирском движении. Но дорога активно развивалась, переживая свой рассвет. Для доставки мазута с пристани стали использоваться цистерны. Воспоминания детства: медленно тянется в предгорье длинный, 10-вагонный состав с мазутом.
    Чуть позднее в начале 80 годов, тепловозы ТУ-4 были заменены на новые ТУ-7 и ТУ-7А ТУ6А (0955, 3223, 3179, 1136, 3144, 3145). Для ремонтных нужд использовались ТУ6Д (0133). В эпоху своих лучших времен на дороге трудилось 12 локомотивов. Тяжелая и грубая горная порода очень быстро приводила в полную негодность думпкары. Несмотря на ремонты, срок службы был недолог. Но стабильное положение в стране позволяло постоянно обновлять подвижной состав. Воспоминания детства: новые, черные вагоны ставят краном на рельсы в тупике у обогатительной фабрики. Так продолжалось до начала перестройки.
    Круговерть 90-х годов доконала и куда более сильные предприятия. Закрытие рудников, снижение цен на полиметаллы и как следствие снижение добычи руды привело к общему упадку дороги и закрытию его основного участка. Последний поезд прошел по нему в апреле 2006 года. Из локомотивов осталось 4 «тушки», которые «таскают» 5-6 вагонные составы с рудников «Верхний» и «2-й советский» на обогатительную фабрику. На Рудной Пристани остался небольшой участок ж.д. путей, по которым доставляют концентрат со склада на пирс для дальнейшей погрузки в баржи. Небольшие составы из 3 думпкаров водит ТУ6.
    Интересные факты из жизни дороги.
    1. В 40 годах (могу ошибаться) на дороге в районе третьего разъезда произошла авария. Из-за наледи на путях произошло переворачивание локомотива. Локомотивная бригада заживо сварилась в кабине паровоза. Погиб мой двоюродный дед (Макушкин Захар).
    2. Сложный горный ландшафт и тяжелые породы руды заставляют использовать «двойную тягу». Например, для вывозки породы со «2-го Советского рудника».
    3. В депо, прямо напротив «стойла» стоят остатки старого крытого грузового вагона. Ему больше 50 лет.Для улавливания подвижного состава в депо, в 80 годах, применялась единственная электрическая стрелка, все остальные ручные. Она переводила сорвавшийся состав в улавливающий тупик. Правда не всегда удавалось это сделать, бывало что состав докатывался почти до хозяйственного магазина, где в кривой заваливался набок, иногда вместе с локомотивом.
      Вместо поворотного круга на заднем дворе депо был сделан треугольник для разворота подвижного состава.
      Не знаю зачем, но в 80 годах на запасных путях в депо стоял новенький узкоколейный путеукладчик, который так и не успел поработать. Его порезали на металлом.
      На заднем дворе депо есть сушка песка, потому как локомотивы в гору без него не едут.
      Все тепловозы в нашем депо были установлены кабиной на восток (к морю)
      .
      Январь 2008 г.

    27 Недоступно! Недоступно!


  2. #2
    Продвинутый пользователь Аватар для Гарольд
    Регистрация
    17.11.2006
    Возраст
    52
    Сообщений
    7,718
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 5,584/20
    Дано: 5,736/13
    Вес репутации
    58

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от palermo Посмотреть сообщение
    Все тепловозы в нашем депо были установлены кабиной на восток (к морю)
    Прям как покойников поставили...

    2-ю тягу часто видел. Уже концентрат возили на РП, вагонеток было много в составе, штук 10-12. Мож аврал какой..План..Мож пароход..

    Помню что разъезд/стрелка был на месте горьковского базарчика(начало-середина 70-х), сарайчик стоял и вагонетка типа ремонтной, деревянная опалубка,без бортов. и еще далее в сторону РП через 100 метров еще стрелка.

    0 Недоступно! Недоступно!

  3. #3
    Продвинутый пользователь Аватар для palermo
    Регистрация
    30.03.2009
    Возраст
    47
    Сообщений
    4,414
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 9,917/42
    Дано: 1,845/142
    Вес репутации
    46

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Гарольд Посмотреть сообщение
    Прям как покойников поставили...

    2-ю тягу часто видел. Уже концентрат возили на РП, вагонеток было много в составе, штук 10-12. Мож аврал какой..План..Мож пароход..

    Помню что разъезд/стрелка был на месте горьковского базарчика(начало-середина 70-х), сарайчик стоял и вагонетка типа ремонтной, деревянная опалубка,без бортов. и еще далее в сторону РП через 100 метров еще стрелка.
    В районе базара был угольный тупик, а разъезд был чуть дальше, сразу за переездом возле транспортного цеха.

    2 Недоступно! Недоступно!

  4. #4
    Продвинутый пользователь Аватар для Гарольд
    Регистрация
    17.11.2006
    Возраст
    52
    Сообщений
    7,718
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 5,584/20
    Дано: 5,736/13
    Вес репутации
    58

    По умолчанию

    Palermo :) Я в терминологии ЖД не силён, ага, на месте базарчика - да, тупик был.

    А в районе шоферской - да, разъезд. Там частенько стояли пустые вагонетки.

    Но насчёт угля не знаю, по моему там что то ремонтное было. Видел как мотовоз приезжал, цепляли ту самую вагонетку без бортов, заезжал в сарайчик, чото там грузили (железяки какието, инструменты) и уезжал.

    В детстве помню на мотовозе ехали (утром рано, предыстория - местный маршрутный автобус не вышел на линию) так мы тормознули мотовоз с Р.П. и на нём до автовокзала ехали.

    Помню поразился - нафига там руль.. А это что то типа вариатора, скорость.

    0 Недоступно! Недоступно!

  5. #5
    Продвинутый пользователь
    Регистрация
    20.10.2010
    Возраст
    70
    Сообщений
    1,005
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 1,242/110
    Дано: 1,646/307
    Вес репутации
    31

    По умолчанию

    Есть идея. На территории ж/д цеха "Дальполиметалла" сохранилось здание ж/д вокзала постройки примерно 1910 - 1913 гг. Идея: восстановить здание в первозданном виде, рядом со зданием поставить старый вагончик (жаль, что все паровозы были сданы на металлолом). В самом здании воссоздать облик вокзала и сделать экспозиции по истории рудника Верхнего и Акционерного горнопромышленного общества "Тетюхе" (АГОТ). Экспонаты для этого уже есть и есть желание членов клуба "Тетюхе". Нужна помощь энтузиастов.

    5 Недоступно! Недоступно!

  6. #6
    Продвинутый пользователь Аватар для Механ
    Регистрация
    04.09.2011
    Сообщений
    4,627
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 1,841/213
    Дано: 959/11
    Вес репутации
    34

    По умолчанию

    Дед тоже расказывал, как на руде до даласа ездили.... говорит как с краснореческа разгониться, и в районе 14го км летит так, что чуть с вагонетки не вылетаешь... а обратно с углем ездили...

    ---------- Post added at 16:37 ---------- Previous post was at 16:34 ----------

    Цитата Сообщение от краевед Посмотреть сообщение
    Есть идея. На территории ж/д цеха "Дальполиметалла" сохранилось здание ж/д вокзала постройки примерно 1910 - 1913 гг. Идея: восстановить здание в первозданном виде, рядом со зданием поставить старый вагончик (жаль, что все паровозы были сданы на металлолом). В самом здании воссоздать облик вокзала и сделать экспозиции по истории рудника Верхнего и Акционерного горнопромышленного общества "Тетюхе" (АГОТ). Экспонаты для этого уже есть и есть желание членов клуба "Тетюхе". Нужна помощь энтузиастов.
    Здание то наверняка уже разваливающиесся... в копеечку влезет...

    0 Недоступно! Недоступно!
    Есть разные виды лжи. Просто ложь, наглая ложь и официальные данные.

  7. #7
    Аватар для Васильевич
    Регистрация
    26.01.2011
    Сообщений
    12,438
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 15,461/89
    Дано: 13,922/150
    Вес репутации
    51

    По умолчанию

    Механ, не было с Краснореченска до Дальнегорска узкоколейки.. Слышал. что была до Тайги, по ней дрова оттуда возили. А вот чтобы руду, не слышал.

    0 Недоступно! Недоступно!

  8. #8
    Продвинутый пользователь Аватар для Гарольд
    Регистрация
    17.11.2006
    Возраст
    52
    Сообщений
    7,718
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 5,584/20
    Дано: 5,736/13
    Вес репутации
    58

    По умолчанию

    Была в Тайге - точно. Помню. Вот куда вела - не помню. Помоему в Краснореченск.

    Помню в автобусе мимо ехали - дырка в сопке и рельсы оттуда выходили. За Тайгой уже.

    1 Недоступно! Недоступно!

  9. #9
    Аватар для Васильевич
    Регистрация
    26.01.2011
    Сообщений
    12,438
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 15,461/89
    Дано: 13,922/150
    Вес репутации
    51

    По умолчанию

    Рассказывали, что соединялась с дальнегорской узкоколейкой, а шла она вдоль сопки, где теперь на перешейке теплотрасса вдоль дороги, напротив шашлычки ещё сохранилась типичная для ж.д водопропускная труба с оголовком из бутового камня, такая труба еще есть на объездной дороге Садового, там до мостов тоже ж.д проходила.

    0 Недоступно! Недоступно!

  10. #10
    Продвинутый пользователь Аватар для Механ
    Регистрация
    04.09.2011
    Сообщений
    4,627
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 1,841/213
    Дано: 959/11
    Вес репутации
    34

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Васильевич Посмотреть сообщение
    Механ, не было с Краснореченска до Дальнегорска узкоколейки..
    Не прям до краснореченска, а получается до кладбища где то, там тупик был, и узкокалейка уходила по лесовозке в сторону имана... вот как то так....

    ---------- Post added at 17:28 ---------- Previous post was at 17:27 ----------

    Кстате, в лесу еще местами видно следы рельс, и просека...

    0 Недоступно! Недоступно!
    Есть разные виды лжи. Просто ложь, наглая ложь и официальные данные.

  11. #11
    Аватар для Васильевич
    Регистрация
    26.01.2011
    Сообщений
    12,438
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 15,461/89
    Дано: 13,922/150
    Вес репутации
    51

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от краевед Посмотреть сообщение
    В самом здании воссоздать облик вокзала
    Где-то даже фото тех времён видел.

    ---------- Post added at 17:34 ---------- Previous post was at 17:29 ----------

    Что-то ты путаешь? Специально позвонил спросил. Подтвердили. Возможно была узкоколейка, но только в пределах Краснореченска. И как ты представляешь, те дальнегорские паровозы, которые себя еле тянули, на Имане?

    1 Недоступно! Недоступно!

  12. #12
    Продвинутый пользователь
    Регистрация
    20.10.2010
    Возраст
    70
    Сообщений
    1,005
    Положительные оценки/Отрицательные оценки
    Получено: 1,242/110
    Дано: 1,646/307
    Вес репутации
    31

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Механ Посмотреть сообщение
    Кстате, в лесу еще местами видно следы рельс, и просека...
    Можно потом уточнить, где это?
    Кстати, была узкоколейка по р. Нежданке и был там населённый пункт Старая Тайга

    4 Недоступно! Недоступно!

Страница 1 из 13 1 2 3 4 5 6 11 ... ПоследняяПоследняя

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •